Мы уже ведали о том, как инженеры СКБ ЗИЛ первыми в мире разработали и применили трансмиссионные дисковые тормоза на вездеходах. Эта разработка получила обширное применение на остальных грузовиках столичного завода самого различного внедрения. Но самым известными из их, естественно, можно считать ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061, известные под неофициальным заглавием «Голубые птицы».

 

Сначала 70-х большой и тяжеловесный поисково-спасательный вездеход ЗИЛ-5901, ставший первой машинкой с трансмиссионными дисковыми тормозами, вовсю проходил тесты, а перед инженерами Специального конструкторского бюро (СКБ) ЗИЛ уже встала иная задачка: сделать новейшую амфибию (6х6) – очень лёгкую и малогабаритную. Предназначение машинки не изменялось – её планировали применять для поиска спускаемого аппарата и эвакуации астронавтов, вернувшихся на землю. Габариты и массу ограничивали свойства вертолёта Ми-6, который и был должен доставлять поисковые машинки в район приземления астронавтов.

Опытнейший эталон, проектирование и постройка которого завершились в осеннюю пору 1972 года, получил индекс ЗИЛ-49042. Обратим внимание, что 1-ая цифра – не 5, а 4. «Снижение» в классе случилось из-за уменьшения полной массы, не превышавшей у новинки 9 тонн, в то время как у ЗИЛ-5901 она составляла 19,5 тонн. Этот джип и принято считать макетом прославленных на весь мир «Голубых птиц», другими словами поискового комплекса «490».


Амфибия ЗИЛ-49042 – главный макет ПЭМ «Голубые птицы»

По компоновке «новоиспеченный» вездеход напоминал уменьшенную копию ЗИЛ-5901 с той только различием, что заместо 2-ух движков в корме установили один. Пассажирский салон вмещал уже восьмерых астронавтов, а совершенно маленький по размеру грузовой отсек не имел крановой установки для погрузки и разгрузки спускаемых аппаратов. Как и до этого оси расположили умеренно по колёсной базе и управляемыми сделали фронтальные и задние колеса, поворачивавшиеся в различные стороны. К примеру, при повороте вправо фронтальные колёса поворачивались вправо, а задние – влево, причём на этот же угол, что давало однообразный путь колёс в повороте и дозволяло не связывать их дифференциалом. Путь среднего колеса уже различался, но, так как поисковую машинку делали для эксплуатации на мягеньких грунтах, а не на асфальте, сиим пренебрегли. Меж тем, один дифференциал инженерам всё же пригодился.

Так как агрегат у ЗИЛ-49042 был один, а не два, как на ПЭУ-2, инженерам потребовалось «развязать» меж собой колёса различных бортов с тем, чтоб дозволить колёсам по одной и по иной стороне вращаться с различными скоростями.

Итак, в моторном отделе ЗИЛ-49042 инженеры установили доработанный движок от ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с., механическую пятиступную коробку от ЗИЛ-131 и новейшую двухскоростную планетарную раздаточную коробку с межосевым дифференциалом, который шофер мог перекрыть по собственному желанию. «Раздатка» разместилась в одном картере с 2-мя бортовыми редукторами средних колес. Тут же располагались и узлы отбора мощности к фронтальным и задним колёсам, другими словами к этому узлу присоединялись по три карданных вала с каждой стороны – один передавал мощность прямиком к колёсному редуктору среднего колеса, два остальных – к бортовым редукторам фронтального и заднего колёс. Дальше через карданные валы мощность передавалась к колёсными редукторам, представлявшим собой пару шестерен наружного зацепления.

Как и следовало ждать, дисковые тормоза обычно заняли свое пространство на бор­товых редукторах фронтального и заднего колёс, другими словами, на любой борт работали не три (по количеству колёс), а лишь два бортовых механизма. Напомним, что также, как и в ПЭУ-2, инженерам удалось уменьшить количество тормозных устройств относительно количества колёс. В принципе хватило бы и 2-ух устройств, но инженеры предпочли наиболее надежное решение. К слову, уменьшенная масса машинки отдала возможность отрешиться в гидравлическом приводе рабочих тормозов от пневматического усилителя. В итоге система стала проще и легче. Как и на ПЭУ-2, у макета «Голубой птицы» двухконтурный привод повлиял на один фронтальный и один задний тормоз различных бортов.


Модернизированный фронтальный тормоз, совмещающий и рабочий стояночный механизмы

Но главным конфигурацией сделалось применение модернизированных фронтальных тормозных устройств. Каждое такое устройство соединило функции рабочего и стояночно­го тормозов. Стояночный тормоз, воздействующий на колодки, включает пару рычагов с энергоаккумулятором, смонтированных на суппорте рабочего тормоза. Энергоаккумулятор выполнили в виде пневмоцилиндра и 2-ух стяжных пружин, расположенных под ним. В заторможенном состоянии стояночный механизм удерживается стяжными пружинами, а растормаживается благодаря подаче сжатого воздуха в его пневмоцилиндр.

Роскошное и надежное решение, позволившее исключить применение отдельных стояночных тормозов на раздаточных коробках, сделалось классикой зиловских колесных вездеходов. В отличие от ЗИЛ-5901, для управления стояночными тормозами служил удачный рычаг, а не ножная педаль. Стояночное затормаживание машинки происходило стремительно и накрепко. Переработанные на опытнейшем ЗИЛ-49042 узлы и агрегаты, включая тормозную систему, отлично зарекомендовали себя в процессе долголетней эксплуатации и на машинках поисково-спасательного комплекса «490» − ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061, но до тех пор инженеры столичного завода оснастили дисковыми тормозами ещё несколько машин.

Действие стояночного тормоза


а – в режиме торможения


б – в режиме растормаживания

В 1974 году настал черед сухопутного джипа ЗИЛ-132Р (6х6), а в 1975 и 1976 годах соответственно – его модификаций ЗИЛ-132РС и ЗИЛ-132РВ: на их тоже были установлены дисковые трансмиссионные тормозные механизмы. Они имели некие отличия из-за размещения мотора: форсированный до 165 л.с. движок ЗИЛ-130 размещался не в задней части шасси, как у ЗИЛ-49042, а сходу за кабиной, и единственный стояночный тормоз барабанного типа с внутренними колодками установили аккурат на выходном валу коробки. Это было продиктовано рвением понизить массу агрегатов тормозной системы. В то же время отсутствие у этих машин герметичного корпуса, защищавшего рабочие тормоза, как у старших братьев от грязищи и воды, не воздействовало на их работоспособность.


Размещение рабочих и стояночных тормозов на шасси ЗИЛ-132Р

Грузовик с дисковыми рабочими тормозами, смонтированными на бортовых редукторах фронтальных и задних колес, уверенно преодолевал полутораметровые броды, болотистую местность, снежную целину и остальные опасные препятствия без утраты тормозных свойств. Опыт сотворения ЗИЛ-132Р также употребляли при проектировании «Голубых птиц».


ЗИЛ-132 с колёсной формулой 6х6 тоже стал экспериментальным по «тормозной» части

Итак, 1975-й стал годом рождения новейшего поколения плавающих машин комплекса «490», созданных для поиска спускаемых аппаратов и эвакуации астронавтов. Базисную модель – ЗИЛ-4906 – оборудовали грузовым отсеком и двухбалочным гидравлическим телескопическим краном, а ЗИЛ-49061 стал владельцем комфортабельного пассажирского салона с семью местами для сидения и 3-мя – для лежания. Любопытно, что по компоновке «Голубая птица» оказалась более близка к собственному прародителю ПЭУ-1: равнорасположенные по базе оси, движок сзади кабины экипажа, Н-образная схема коробки, фронтальные и задние управляемые колеса.

Основное отличие состояло в агрегатной базе. Заместо 180-сильного мотора ЗИЛ-375, автоматической гидромеханической трехступенчатой передачи с планетарным демультипликатором и одноступенчатой раздаточной коробки употребляли 150-сильный движок ЗИЛ-130 и механическую 5-ступенчатую коробку. Двухскоростную планетарную раздаточную коробку, бортовые и колесные редукторы заимствовали от ЗИЛ-49042. Естественно, форма стеклопластикового корпуса и величина колесной базы уже были уникальными.


ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 стали первыми в мире серийными грузовиками, обустроенными дисковыми трансмиссионными тормозами

Таковым образом, ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 стали первыми в мире серийными грузовыми авто, на которых использовались дисковые трансмиссионные тормоза. На этих машинках для управления стояночными тормозами применили эргономичный тормозной пневмокран, поворотную ручку которого расположили на отдельной панели поблизости левой руки водителя.


Размещение дисковых тормозов на агрегатах коробки ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061. 1 – движок; 2 – коробка; 3 – раздаточная коробка; 4 – бортовой редуктор; 5 – колесной редуктор; 6 – дисковый рабочий тормоз, совмещенный со стояночным; 7 – дисковый рабочий тормоз; 8 – карданный вал

В 1981 году обе машинки, получившие неофициальное заглавие «Голубые птицы», в составе комплекса «490» поступили на оснащение Единой гос авиационной поисково-спасательной службы СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии).


Размещение фронтального дискового тормоза в корпусе ЗИЛ-49061

Все бы отлично, но в процессе использования нашелся недостаток тормозных устройств первого поколения. А именно, отсутствовала автоматическая регулировка зазора в приводе стояночных тормозов. Это означало, что в итоге износа тормозных колодок и роста зазора меж ними и тормозным диском в любом механизме требовалось вручную регулировать особые винты рычагов, которые изменяли осевое положение штоков, воздействовавших соответственно на поршни и колодки. Как результат − повышение размера технического обслуживания при довольно затрудненном доступе, в особенности когда работы проводились снутри достаточно тесноватого корпуса плавающей машинки.

Посреди 1980-х годов в СКБ под управлением Миши Сугробова, который был одним из создателей тормозов первого поколения, приступили к разработке дискового тормоза второго поколения, в каком исключался упомянутый недочет. Главными элементами конструкции стали расположенные снутри проре­зей рычагов привода тормоза храповики, любой из которых снабдили упрямым винтом со сферической головкой и дву­мя проушинами с фигурными прорезями. В верхних частях прорезей рычагов находятся собачки, входящие в зацеп­ление с храповиками. Зазор меж сферическими головками упрямых винтов и штоками обеспечивают плас­тинчатые пружины.


Дисковый тормоз второго поколения, объединенный со стояночным механизмом

При смещении поршней суппорта в сторону диска передвигаются и связанные с ними штоки, которые, завлекая за собой храпо­вики, поворачивают их на вели­чину, пропорциональную зазору меж колодками и диском. По мере износа накладок тормозных колодок зазор меж ними и диском возрастает, и при перемещении поршней и што­ков на величину, пропорцио­нальную шагу зубьев храпови­ка, собачки входят в зацепление с следующими зубьями хра­повиков, тем автоматом поддержи­вая всепостоянство зазора в при­воде стояночного тормоза.


Система дискового тормоза второго поколения. Схема: 1 – суппорт; вентилируемый диск; 3 – пальцы; 4 – тормозные колодки; 5 – поршни; 6 – термоизоляционные шайбы; 7 – кольца; 8 – крышки; 9, 10 – рычаги; 11 – стяжные пружины; 12 – пневмоцилиндр; 13 – штоки: 14 – гайки; 15 – храповики; 16 – упрямый винт; 17 – собачки; 18 — штифты

Пройдя все этапы самых грозных испытаний, система стопроцентно подтвердила заявленные характеристики. Наиболее того, оригинальное устройство дискового тормоза второго поколения сделалось предметом изобретения, а в 1989 году зиловская разработка удостоилась серебряной медали ВДНХ. Вместе с сиим в 1990-1991 годах ЗИЛ вел переговоры с управляющим одной из австрийских компаний, который, оценив все плюсы дискового тормоза второго поколения, желал приобрести лицензию на его создание для реализации на западноевропейском рынке. Распад СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) оборвал переговоры.

Сначала 90-х у СКБ ЗИЛ возникли новейшие заказчики. Для службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Министерства штатской авиации Рф и РАО «ЕЭС Рф» потребовалась особая транспортная техника. В содружестве со спецами Конструкторско-экспериментального производства ЗИЛа, используя узлы и агрегаты ЗИЛ-4906, в 1992-1993 годах выстроили бывалые эталоны неплавающих грузовиков (6х6) ЗИЛ-4972, ЗИЛ-4973 и ЗИЛ-4975, а 1996 году – ЗИЛ-4975М2 (ЗИЛ-497205). У всех этих моделей дисковые тормоза, как и ранее служившие верой и правдой, устанавливались на бортовых редукторах средних и задних колес. 

Серийное изготовка ЗИЛ-4972 с жилым кузовом-фургоном и ЗИЛ-4975М2 с грузовой платформой и краном-манипулятором в течение пары лет в рамках конверсии производил Правдинский завод радиорелейной аппаратуры (ПЗРА). Авто удачно применялись при обслуживании линий электропередач РАО «ЕЭС Рф» и при ремонте трубопроводов компании «Транснефть».


На ЗИЛ-4972 с жилым кузовом-фургоном дисковыми тормозами снабдили бортовые редукторы средних и задних колес

ЗИЛ-4975М2 с грузовой платформой и краном-манипулятором

На функциональных сухопутных шасси (4х4) ЗИЛ-390610, ЗИЛ-390612 и ЗИЛ-390613 (с внедрением агрегатов ЗИЛ-4906), построенных в 1996 и 1998 годах, стояночными тормозами для удобства доступа и обслуживания были обустроены задние дисковые тормозные механизмы. ЗИЛ-390610 и ЗИЛ-390613 удачно участвовали в сложных и непредсказуемых соревнованиях по трак-триалу на пересеченной местности, и в не в последнюю очередь – благодаря действенной работе тормозов.


У функционального шасси ЗИЛ-390610 дисковые тормоза установили на бортовых передачах фронтальных и задних колес.

Почти во всем благодаря дисковым тормозам ЗИЛ-390613 с фуррором участвовал в соревнованиях по трак-триалу.

ЗИЛ-390612 (слева) и ЗИЛ-390613 «Бизон» с удлиненной колесной базой.

На машинках семейства ЗИЛ-390610 дисковые тормоза, объединенные со стояночными, монтировались на задних бортовых редукторах.

Кроме этого упомянутый Правдинский завод в 2001-2003 годах на шасси ЗИЛ-390613 сделал партию аварийно-спасательных машин ГВА-3848 (АСМ-4703) для нужд МЧС, пожарную машинку и особый кар ГВА-3848.1 с однообъёмным цельнометаллическим кузовом для обеспечения деятельности оперативного штаба при ликвидации чрезвычайных ситуаций.


Аварийно-спасательная машинка ГВА-3848.1 в версии оперативного штаба.

На сухопутных джипах дисковые тормоза, невзирая на грозные условия работы, демонстрировали высочайшую надежность.

В 2003 году опытнейший кар ЗИЛ-49061 ГОТ (6х6) «Гидроход», сделанный усилиями СКБ и компании «НАМИ-Сервис», также обзавелся трансмиссионными дисковыми тормозами. Изюминкой данной не имеющей глобальных аналогов машинки сделалось применение гидрообъемной коробки, обеспечивающей личный контроль подводимого вращающего момента к любому колесу зависимо от сцепных параметров грунта в текущий момент времени.

Джип базировался на шасси ЗИЛ-49061. За базу его коробки «зиловцы» взяли германские гидроагрегаты Rexroth с личным управлением. Дизельный движок Detroit Diesel мощностью 250 л.с., размещенный сзади кабины, передавал энергию трем реверсивным насосам и 6 гидромоторам, любой из которых подключили к собственному колесу при помощи согласующего редуктора, также обычных частей – бортовой передачи, карданного вала и колесного редуктора. На сто процентов автоматическая компьютеризованная система управления коробкой могла без помощи других на основании рельефа местности, угла поворота и сцепления колес персонально поменять их скорость вращения, обеспечивая тем наибольшее тяговое усилие.

Отсутствие твердой кинематической связи колес всякого борта меж собой привело к тому, что дисковые рабочие тормоза с двухконтурным гидроприводом сейчас пришлось расположить на бортовых редукторах всех колес, а стояночные – на рабочих механизмах фронтальных и задних колес. Естественно, что и в таком выполнении тормозная система работала безупречно.


У ЗИЛ-49061 ГОТ «Гидроход» дисковые рабочие тормоза расположили на бортовых передачах всех колес.

Сделанное в 2008 году опытнейшее особое шасси ЗИЛ-390613 (4х4) «Бизон» и выпущенный маленький партией в 2011 году внедорожный грузовик ЗИЛ-390615 (4х4) «Охотник» комплектовали таковой же тормозной системой, что и вышеперечисленные двухосные машинки. Крайним каром ЗИЛа, который оснастили дисковыми тормозами, стал кар «Охотник».


Внедорожный грузовик ЗИЛ-390615 «Охотник» стал крайней новейшей моделью СКБ, оборудованной дисковыми трансмиссионными тормозами.

В 2016 году ОГК СТ АМО ЗИЛ, как тогда называлось бывшее Особое конструкторское бюро ЗИЛа, расформировали, а всю документацию сдали в архив, но неповторимая техника, сделанная коллективом, продолжает служить стране. Те же «Голубые птицы» стали неотъемлемым звеном наземной части русской галлактической программки, до сего времени достойной кандидатуры им не предложено.

Добавить комментарий