Кинотеатр начинается с вешалки, а домашний кинотеатр – с проектора (или видеопроектора). Атмосфера настоящего фильма, затемнение, огромный экран на стене: современные технологии позволяют в обычной комнате воссоздать атмосферу лучших залов. Этот гид по проекторам поможет как начинающим, так и продвинутым любителям хоум синема.

Из истории кинопроекторов

Удивительно, но факт – первые проекторы появились аж в середине XVII века – Христиан Гюйгенс изобрел прибор, позволяющий воспроизводить картинки на экране. Далее дело несколько затормозилось, прорыв начался с разработкой братьями Люмьер кинетоскопа – затем, в ХХ веке, появились полноценные кинопроекторы – аппараты, предназначенные для воспроизведения движущегося изображения и звука, записанных на кинопленке. Метод всегда использовался один – диаскопический, то есть, просвет прозрачной пленки. И лишь в ХХI веке большинство стационарных кинозалов отказалось от пленочных проекций и перешло на файловые цифровое трансляции.

Принцип работы кинопроектора

Устройство кинопроектора на бумаге выглядит довольно просто – система проецирует на экран изображение, которое человеческий глаз считает движущимся. Это достигается путем последовательного вывода неподвижных кадров: перфорированная пленка (обычно формата 35 мм) прерывисто передвигается (базовая современная кинематографическая частота кадров – 24 в секунду) мимо кадрового окна при помощи скачкового механизма.

Чтобы картинка не смазывалась используется обтюратор, перекрывающий световой поток от осветительной системы – в немых проекторах с 16 кадрами в секунду использовались три лопасти обтюратора (две из них – с холостым ходом), а звуковые кинопроекторы получили двухлопастной обтюратор (одна лопасть которого работает вхолостую). По факту, такая система увеличивает частоту развертки с 24 до 48 Гц, что превышает порог мерцания, заметный человеческому глазу. Далее в системе присутствует, собственно, лентопротяжный механизм с барабаном и бобинами, осветительно-проекционный блок с объективом, источником света (лампа накаливания или ксеноновая лампа) и оптическими элементами: конденсором, отражателем, контротражателем и теплофильтром.

Основной сложностью использования проекторов до 1940 года была горючесть пленки из нитроцеллюлозы. Мощные лампы давали сильный нагрев, а нитроцеллюлозная пленка могла моментально воспламеняться – так что, пожаробезопасность стала главной головной болью владельцев кинозалов и разработчиков первых проекторов. Дело дошло до того, что в проекторы стали встраивать систему пожаротушения. После 1940 года была введена в эксплуатацию новая пленка – триацетатная. Износ такой пленки был заметно выше, но ее пожарная безопасность радикально улучшилась. Тем не менее, проблема возгораний оставалась заметной на всех проекторах вплоть до их вывода из эксплуатации в XXI веке – скажем, советский кинопроектор 23КПК оснащался автоматической противопожарной заслонкой.

Домашнее кино в середине ХХ века

Демонстрация слайдов через просветленные оптические системы получила свое распространение уже в начале ХХ века, а к середине столетия вовсю использовались диапроекторы, предназначенные для просмотра диафильмов, в которых покадровые картинки выводились на экран. В 1957 году корпорация 3М начала массовый выпуск оверхед-проектора – тогда его называли графопроектором или кодоскопом, а целью был рынок образования и частичная замена досок и мела. Довольно быстро кинопроекция дошла и до домашнего направления – вышли относительно компактные пленочные аппараты. В развитых странах уже к концу шестидесятых годов ХХ века стала расцветать индустрия домашнего кино – в начале такие проекторы использовались для демонстрации отснятого личными пленочными видеокамерами, после (особенно в США) дело перешло в русло построения настоящих домашних кинотеатров с «пленочным» источником сигнала. Однако, такие системы были крайне небезопасными – в первую очередь с пожарной точки зрения. Так что, параллельно начал формироваться и рынок бытовой техники, к которой мы привыкли – вышли первые кинескопные проекторы.

Появление и закат CRT-проекторов

Впервые принцип работы трех кинескопов в цветной проекционной системе был использован компанией RCA в 1947 году, но до бытового рынка кинескопные проекторы добрались лишь в 1972 году. Эти огромные «мастодонты» стоили как хороший автомобиль и требовали периодического технического обслуживания – сведения кинескопов. Яркость формируемого изображения, опять же, была весьма низкой. С другой стороны, их срок службы превышал 10 000 часов – а в качестве источника, наконец-то стало возможным использовать не пленку, а бытовые видеомагниофоны, которые к тому времени уже заполнили рынок. По сути, CRT-проекторы (кинескопные проекторы) стали первопроходцами на том бытовом рынке хоум синема к которому мы привыкли.

Первыми на рынке появились модели CRT-проекторов от Sony и Advent, но настоящий прорыв произошел с выпуском аппарата NovaBeam в 1979 году. Тогда была реализована система со встраиванием зеркал и оптики непосредственно в каждый из кинескопов – это исключало необходимость периодической юстировки и заметно повышало световой поток. Однако, уже скоро(в конце 80-ых годов ХХ века),после появления DLP и LCD-проекторов (об этих технологиях ниже), CRT-проекторы «сошли с дистанции» – из-за габаритов и ценового фактора конкуренция была проиграна.

Современные проекционные технологии. Что такое 3D-проектор?

На бытовом рынке сегодня существует три основные проекционные технологии – просветная (жидкокристаллическая, 3LCD), LCoS (полупросветные жидкокристаллические кремниевые кристаллы – вариации D-ILA от JVC и SXRD от Sony), а также микрозеркальная (DLP).

После выхода картины Джеймса Кэмерона «Аватар», что на кинотеатральном рынке, что на домашнем, начался бум 3D-проекторов, использующих специальные очки и формирующих разные кадры для каждого глаза – с достижением эффекта стереофонической картинки (они могли быть построены на базе любой из этих технологий). К сожалению, если в кинозалах 3D еще получила какое-то распространение, то в домах (как и среди телевизоров) она потерпела полное фиаско. Пользователи не захотели сидеть с тяжелыми очками на лице, заряжать их и получать «прелести» с разбалансировкой вестибулярного аппарата. Дело в том, что в кинотеатрах вполне можно установить два проектора, каждый из которых будет работать на свой глаз и использовать легкие поляризационные очки, не вызывающие утомления. Для дома же приходилось применять активные затворные очки, эргономические проблемы которых перевешивали все их преимущества. Как выбрать проектор? Как купить проектор и не прогадать? Об этом читайте далее.

3LCD – доступно и массово

Данные проекторы построены по трехматричной схеме. Свет лампы специальными фильтрами разделяется на три оттенка, которые попадают на три жидкокристаллические матрицы (прозрачность пикселей которых регулируется управляющей электроникой), каждая из которых работает, соответственно, с красной, зеленой и синей цветовой компонентой. Далее, через призму цветовые компоненты смешиваются и попадают на экран, причем белый цвет тоже формируется смешением красного, зеленого и синего.

Формально 3LCD-системы работают на просвет матриц, но фактически, уже с 2011 года многие первопроходцы рынка (например, компания Epson) используют чипы 3LCD Reflective – они по своим отражающим характеристикам аналогичны матрицам типа LCoS, но немного отличаются по конструкции от тех, что применяют компании JVC и Sony. Так как в 3LCD-проекторах все цветовые составляющие кадра выводятся на экран одновременно, у них отсутствует эффект радуги на изображении, а потому глаза при просмотре устают гораздо меньше.

Скажем, проектор Epson EF-100W использует три ЖК-матрицы P-Si TFT размером 0,59″, а подсвечиваются они лазерным диодом (об этом ниже). Производители 3LCD-проекторов обычно критикуют DLP-технологию, утверждая, в видеопроекторе можно применить и один чип, работающий в черно-белой гамме – а цвета «наложить» на него специальным вращающимся цветовым колесом (по части измерения яркостных характеристик на белом поле у аппарата все окажется более, чем в порядке). Однако, за это придется заплатить – яркость других цветов, составляющих кадр, уменьшится, они станут хуже отображать оттенки.

У проекторов же на базе технологии 3LCD максимальная яркость всегда равна «цветовой яркости». С другой стороны, 3LCD-проекторы обычно демонстрируют чуть худшую натуральную контрастность кадра, чем их собратья. «Сетка» на картинке (технологическая особенность ЖК-матриц, о которой скажем чуть ниже), опять же, может быть иногда заметна.

D-ILA – разработка JVC

Как и 3LCD, технология D-ILA основана на использовании жидких кристаллов. У 3LCD-проекторов матрицы состоят из отдельных ЖК пикселей, прозрачность которых регулируется управляющими элементами – расположение этих элементов в одной плоскости с жидкими кристаллами затрудняет уменьшение размеров пикселей и расстояний между ними, кроме того, непрозрачные управляющие элементы препятствуют прохождению через матрицу света. Матрицы D-ILA (здесь их тоже три) построена иначе – слой кристаллов в ней располагается над системой управляющих элементов. Соответственно, свет, попадающий на матрицу, отражается от этих элементов обратно и проходит через кристаллы еще раз.

Мало того, что это позволяет достичь большей световой эффективности, так еще и радикально снижает размер самого видимого пикселя. Например, проектор JVC DLA-NX7B базируется на триаде новейших фирменных матриц D-ILA с диагональю 0,69″ щеголяет межпиксельным расстоянием 3,8 мкм и реальным разрешением 4К (4 096 x 2 160 точек).

Проекторы D-ILA на сегодня обладают рекордной статической контрастностью (без применения технологий повышения контрастности типа автоматически управляемой диафрагмы объектива) и самым глубоким черным цветом.

Sony и SXRD

SXRD расшифровывается, как Silicon X-tal Reflective Display – «отражающий микро-дисплей на кремниевых кристаллах». Это – еще одна разновидность LCoS-систем, теперь в интерпретации Sony. Благодаря комбинации новой технологии Silicon Driving Circuit, технологического процесса Silicon Wafer Process Technology и системы Liquid Crystal Device получились матрицы (опять же, сборка состоит их трех таких чипов), в которых размер каждого отдельного элемента изображения и межэлементный зазор были доведены до минимально возможных значений.

Изменены и типы самих кристаллов – вместо скрученных нематических жидких кристаллов, Sony применила материалы вертикально выровненные жидкие кристаллы, которые обеспечивают минимальное время отклика. Скажем, проектор Sony VPL-GTZ1 имеет реальное разрешение 4 096 х 2 160 пикселей, а его межпиксельная сетка – самая тонкая среди всех матриц, так что, результат по реальной четкости можно назвать выдающимся. Проекторы SXRD обеспечивают эталонную цветопередачу, отличную контрастность и минимально заметную «сетку» на изображении.

DLP или микрозеркала на марше

DLP (или Digital Light Processing) – это оптическая полупроводниковая микросхема, впервые продемонстрированная компанией Texas Instruments в 1987 году. Каждый микрозеркальный чип состоит из миллионов микроскопических зеркал. Каждое из этих зеркал может отклоняться относительно источника света, занимая положение к источнику света (On) и в противоположную сторону (Off): так на экран выводятся темные и светлые точки. Фишка в том, что микрозеркала могут менять свое положение тысячи раз в секунду, формируя всю необходимую гамму оттенков серого. Ультра-дорогие DLP-проекторы используют по три микрозеркальных чипа для каждого из основных цветов, как и 3LCD-системы. Но 99% рынка DLP-техники – это одночиповые микрозеркальные проекторы. Они легче, дешевле, выделяют меньше тепла. Цвет в таких проекторах формируется последовательным образом – с помощью использования вращающегося цветового колеса и лампы. Эта технология базируется на инерционности человеческого зрения, за счет которой несколько формируемых последовательно кадра с разными цветовыми компонентами интегрируются мозгом в единую картинку. То есть, в каждый момент времени на экран проецируется только одна цветовая составляющая, но скорость вывода на экран столь велика, что мозг объединяет эту последовательность в полноцветное изображение.

Например, модель JVC LX-UH1 стала первым DLP-проектором JVC с разрешением 4К Ultra HD и поддержкой современных технологий HDR10 и HLG. В ее основе лежит единственная микрозеркальная сборка микрозеркального чипа с диагональю 0,47’ и разрешением Full HD и оптического актуатора XPR, повышающего реальное разрешение картинки до уровня 4K за счет оптического сдвига пикселей. В паре с DMD-чипом работает 6-сегментное цветовое колесо RGBRGB без белого сектора, часто используемого в презентационных проекторах для повышения общей яркости картинки за счет снижения ее контрастности.

Одночиповые DLP-проекторы могут вызывать «эффект радуги» у некоторых зрителей – ощущения, что изображение распадается на цветовые составляющие при поворотах головы. С другой стороны, по части слитности картинки микрозеркальным аппаратам мало равных, а яркость у таких систем всегда была рекордной.

Какая проекционная технология лучше

Если бы на сегодняшний день существовал бы однозначный ответ, какая технология лучше, альтернативные варианты давно бы покинули рынок. К счастью, развиваются все описанные технологии и развиваются отлично. Для домашних кинотеатров класса High End сегодня на форумах любят рекомендовать использовать модели D-ILA / SXRD – они обеспечивают, наверное, самый глубокий черный цвет и гарантируют по-настоящему объемный кадр. Однако, DLP-технология и новые проекторы на 3LCD уже «наступают на пятки».

Источники света в проекторах

Как правило, источником света современном проекторе является проекционная лампа. Чаще всего применяют ртутные лампы ультравысокого давления мощностью 250 и более Ватт. Срок службы таких источников света составляет от 2 до 5 тысяч часов, за это время лампа плавно теряет свою яркость (нормативный ресурс лампы – срок, в течение которого проекционная лампа теряет 50% своей яркости). В итоге лампа требует замены (новые лампы стоят порядка 18 000 руб.). Иногда могут происходить чрезвычайные ситуации – лампа может сгореть до окончания расчетного срока службы и даже разрушиться физически («взорваться», нанеся урон конструкции самого проектора). Чаще всего это случается из-за локального перегрева колбы лампы, вызванного внезапной остановкой системы принудительного охлаждения, что бывает при обесточивании проектора «на ходу». Именно поэтому для проекторов с проекционными лампами высокого давления очень важно соблюдать порядок отключения, подробно описанный в инструкции по эксплуатации.

Как правило, гарантия на лампы меньше по сроку, чем гарантия на сам проектор. Для минимизации вероятности проблем с лампой следует соблюдать пару простых правил – никогда не отключать проектор от сети выдергиванием вилки из розетки (как минимум, дожидаться полного выключения вентиляторов охлаждающей системы) и использовать вместе с проектором источник бесперебойного питания (на случай внезапного отключения энергии в доме).

Что такое лазерный проектор

Лазерный проектор – это аппарат, в котором формирование картинки осуществляется путем проецирования изменяющихся лазерных лучей на экран. В таком проекторе может быть один лазерный источник, для проецирования только одним цветом, или три таких источника для проекции в RGB. Как правило, такие проекторы используются лишь в рекламных целях. То, что мы видим на ниве кинотеатров и домашнего кино – несколько иное.

В сегменте референсных коммерческих кинотеатров с 2014 года разворачивается сеть IMAX with Laser. Под термином «лазерный проектор» здесь подразумевается проектор, построенный на описанных выше технологиях, в котором лампа заменена на лазерный блок. Это позволяет резко увеличить срок службы источника света проектора, увеличить яркость, контрастность, улучшить цветопередачу. Для бытовых нужд, аналогично, под «лазерным проектором» подразумевается проектор на базе любой технологии проекции, но с лазерным излучающим элементом. Его ресурс обычно находится в пределах 20 – 30 тысяч часов, то есть в десять раз превышает срок службы обычной проекционной лампы!

По сути, такой проектор, как и современные ТВ, ориентирован на использование в течение долгих лет, по истечении которых модель придется утилизировать (замена лазерного блока – крайне дорогое удовольствие). Скажем, проектор LG HF85JG использует DLP-чип и лазерный световой блок.

Может ли бытовой видеопроектор сравниться с теми, которые используются в кинозалах?

Коротко – нет. В кинозалах используются мощнейшие «лучевые пушки». Скажем, в новых залах IMAX для проецирования на экран 29,04 х 12,54 метров используются сдвоенные 4К-проекторы IMAX with Laser со световым потоком в десятки тысяч люменов. С другой стороны, в коммерческих залах и масштабы другие – вряд ли дома вы будете строить кинозал на сотню зрителей с экраном шириной 30 метров.

На что обратить внимание в ТТХ проекторов

Прежде всего, стоит оценить два показателя. Световой поток (или яркость) проектора – он измеряется в люменах. Поток более 2 000 лм достаточен для работы в полностью затемненной комнате с экраном с диагональю 130 дюймов и более, потока в 1 500 лм вполне хватит при работе с экранами до 120 дюймов. Однако, тут кроется один подводный камень – эти оценки приводятся для обычных HD-сигналов. В случае проецирования видео, закодированного с расширенным динамическим диапазоном в формате HDR, который является наиболее выигрышным на сегодняшний день, требования к потоку существенно увеличиваются. Так что, для полноценного раскрытия всех современных записей кинофильмов лучше обращать внимание на проекторы со световым потоком в 2 200 – 2 500 лм.

Второй важнейший показатель – контрастность. Он определяет глубину формируемого кадра и его достоверность. Не ведитесь на маркетинговые изыски с оценкой динамической контрастности кадра (когда работает система автоматического управления диафрагмой объектива), посмотрите на реальные характеристики – данные контрастности по методу On/Off и ANSI. Как правило в инструкции будет написано, к примеру, «натуральная контрастность 100 000 : 1, динамическая: 1 000 000:1». Вот показатель в 100 000 : 1 нам и нужен – и он выглядит отлично в данном случае.

Наконец, последним показателем в оценке станет разрешение матрицы. Конечно же, нам нужен 4К-проектор. На действительно больших экранах меньшие разрешения могут давать заметную пикселизацию картинки и сетку. Но и здесь есть свои тонкости – многие производители оперируют понятием «сдвиг пикселей» для достижения более высокого разрешения, чем физические параметры матрицы. Например, проекторы JVC предыдущего поколения оборудованы фирменной системой e-shift, которая позволяет получить разрешение картинки 4K используя D-ILA матрицы Full HD с помощью оптического сдвига проецируемого изображения по диагонали на половину размера физического пикселя (ровно так же работали 3D-системы, выводя изображения поочередно для каждого глаза, а здесь обе картинки проецируются на экран с очень высокой скоростью смещения). В актуальном поколении проекторов JVC эта система используется во флагманской модели DLA-NX9B для достижения разрешения 8К (8 192 x 4 320) при использовании матриц с физическим разрешением 4K. И здесь такие приемы вполне оправданы. А вот если вы видите в проекторе старый SD-чип, из которого выжали разрешение Full HD – есть повод задуматься.

Объектив проектора – почему он так важен

Ключевая часть проектора – не чип и не лампа, а именно объектив. Именно объектив обеспечивает формирование изображения и отвечает за его качество. Другими словами, высокое разрешение матриц проектора обязательно должно подкрепляться высоким оптическим разрешением объектива. Хороший объектив проектора строится на базе только стеклянных линз и имеет прецизионное качество – об этом всегда пишут в инструкции. Например – «высококачественный объектив с диаметром 100 мм в алюминиевой оправе, в котором установлены только стеклянные линзы (18-элементов в 16-группах)».

Второе направление в каком важна оптика – анаморфирование. Большинство проекторов допускает использование анаморфных линз – насадок, располагаемых перед объективом. Они, хоть и снижают световой поток на 5-7%, что некритично для современных аппаратов, но обеспечивают сохранение вертикальной четкости исходного изображения на «узких» форматах изображения (2,35:1). Хорошие анаморфные линзы весьма дороги и сложны в инсталляции – их преимущества при неумелой установке могут нивелироваться расфокусировкой и аберрациями. Если вы готовы потратить на линзу цену, сравнимую со стоимостью хорошего проектора – можете попробовать улучшить картинку, если нет, то лучше купить проектор с функцией памяти объектива и настроить его работу в нескольких режимах. Данное решение полностью автоматизировано и работает «из коробки». Единственно ограничение – проектор не может быть установлен на предельных расстояниях от экрана, потребуется запас зума в обе стороны.

Проекционное расстояние и особенности установки проектора

Не слушайте тех, кто говорит о том, что экран может быть велик. Для кинофильмов дома экран может быть только мал! Так что, всегда используйте максимальное возможное фокусное расстояние для вашего проектора и закладывайте максимально возможный размер экрана. Тут все просто: удаление проектора от экрана увеличивает картинку, приближение – уменьшает. Производители дают калькуляторы проекционных расстояний, так что, вы всегда можете подсчитать, на какой экран с данным аппаратом вы можете рассчитывать в вашем зале при выбранном проекционном расстоянии. Если ваша комната имеет большую длину, стоит думать о стандартных проекторах с нормальным фокусным расстоянием объектива. Если предполагается установка проектора близко к экрану, стоит присмотреться к короткофокусным моделям.

В последнее время все чаще появляются сверхкороткофокусные проекторы – их можно ставить прямо у экрана, а картинка с нескольких десятков сантиметров удаления может превышать 120 дюймов. Это, конечно, очень удобно, да и морочиться с подвесом проектора не нужно – но оптическая система у таких устройств будет очень сложной и, конечно, хуже с точки зрения качества изображения, чем у обычных проекторов. А стоить такой аппарат будет дороже. Так что, совет – выбирайте из обычных подвесных аппаратов, а бюджет лучше весь потратьте на максимально возможную модель именно в этом сегменте.

Кронштейны для проекторов

Самый оптимальный вариант инсталляции, конечно же, размещение проектора под потолком. Правда, в этом случае нужно заранее предусмотреть и потолочную электрическую розетку для питания видеопроектора, и кабель для подачи видеосигнала от источника. Почти все серийные проекторы совместимы со стандартной системой креплений VESA, так что у вас есть достаточный маневр при выборе кронштейна. Кронштейны для подвеса проекторов под потолком выпускает масса фирм, среди известных компаний в этой области упомянем CHIEF, а её четырехточечная модель CHIEF RPMAU является признанным стандартом отрасли. После закрепления кронштейна (вам потребуется перфоратор) и подвеса проектора не забудьте через системное меню перевернуть картинку – у всех аппаратов есть соответствующая настройка.

Особенности затемнения помещения с проектором

Даже малейший свет в комнате просмотра может существенно снизить качество изображения. Действительно, вы можете выбрать проектор с большим световым потоком – но тогда пострадает глубина черного цвета и общая контрастность картинки. Так что, приготовьтесь к тому, что кино на проекторе придется смотреть в полной темноте – ровно, как в настоящем кинозале. Идеальный вариант – автоматизированные рольставни на окнах, либо подвальное помещение в частном доме без окон вовсе. Тогда даже в самый солнечный день можно будет погрузиться в атмосферу любимого фильма. Компромиссная схема – комбинация из плотных и тяжелых штор. И уж точно не надо оборудовать комнату просмотра в окруженной панорамными окнами гостиной.

Проекционной экран и как его выбрать

Итак, вы определились с проектором и размером экрана в вашем зале. Дело за малым – выбрать полотно. Почему именно экран, а не покраска части стены специальной краской? Подобные варианты тоже есть, но мы не рекомендуем ими пользоваться – качество картинки будет хуже, чем на простейшем экране за десять тысяч рублей. По возможности, следует избегать и рулонных экранов (даже с электроприводом) – так как длительное хранение полотна в свернутом состоянии рано или поздно проявится горизонтальными полосками на картинке. Кроме того, рулонный экран всегда дороже стадионарного, поскольку сложнее по конструкции и требует наличия приводов для разворачивания и сворачивания полотна. Если позволяет дизайн помещения, лучше выбрать стационарный экран на раме.

Важнейшим показателем при выборе полотна экрана станет его коэффициент отражения. Цвет полотна не столь важен, белые экраны, в теории, менее критичны к световому потоку, серые – обеспечивают более высокую контрастность картинки, но могут потребовать большей яркости проектора. На практике все решает коэффициент отражения. При коэффициенте больше 2 единиц вы можете быть уверены, что картинка будет яркой, сочной и насыщенной даже при использовании не слишком яркого проектора. Одним из мэтров на сегодняшнем рынке проекционных экранов является компания Stewart. Ее модель WallScreen Deluxe является признанным бестселлером рынка.

Источники сигнала для проекторов

Дисковый формат 4K UHD Blu-ray, конечно же, обеспечивает наивысшее качество картинки на сегодня. Вот только, увы и ах, никакого действительно массового развития он не получил. По этой причине большинство видеофилов вынуждены использовать стриминг. Как потоковый (Netflix, Apple TV+, Amazon Prime Video, масса отечественных вариантов), так и локальный – путем организации домашней сети с хранением фильмотеки на UPnP-сервером. В любом случае, для организации подобной системы вам потребуется современный медиаплеер – стример, например последние модели проигрывателей от Dune или Zappiti (к примеру, модель Zappiti Pro 4K HDR). Обратите внимание на поддержку плеером формата 4К 60 Гц – это важнейший фактор получения хорошего качества картинки на сегодня.

Кабели для подключения проектора

Это весьма тонкий и очень важный момент именно в системе с проектором. Дело в том, что телевизор и плеер (игровую приставку, стример, не важно) вы, как правило, соединяете весьма коротким «шнурком». Полтора, ну два метра максимум. При подвесе проектора под потолком длина кабеля HDMI для его подключения может запросто приблизиться к десяти метрам – и тут всплывет ряд проблем. Во-первых, превышение этой длины без специальных мер крайнее не рекомендуется (нарушится сертифицированная длина соединения HDMI) – или вам для гарантированного коннекта потребуется достаточно дорогая система с передатчиками-удлинителями. Во-вторых, как бы это странно не звучало, даже кабели известных производителей на длине в десять метров могут дать непредсказуемый результат (нарушение работоспособности, как правило, проявляется «черным (синим) экраном» или бегающими «мухами», точками на изображении) именно в вашем случае (при подключении конкретной модели проектора к конкретной модели проигрывателя).

Лучший вариант – проверить стабильность соединения, взяв кабель под залог. Если это невозможно – выбирайте из самых респектабельных брендов, они всегда выпускают кабели с «запасом прочности». Например, AudioQuest – даже их несертифицированные для 4К 60 Гц старые модели отлично работают с таким потоком.

Ну и, самое важное. Поскольку сейчас вовсю пошел в массы стандарт HDMI 2.1 ни в коем случае не покупайте кабели прошлых версий (HDMI 2.0a, HDMI 2.0b и пр.). Скорее всего, в обозримом будущем вы смените плеер на новый, а что придется делать тогда с устаревшим кабелем, который протянут за потолком, и не работает с новой техникой?

Ну и, наконец, если позволяют средства и хочется получить заведомо рабочее решение, можно воспользоваться оптическим удлинителем HDMI – когда основная часть «трассы» прокладывается тонким оптическим волокном, а на его концах работают преобразователи в HDMI. Подобное решение уверенно работает на длинах даже 100 метров.

Особенности калибровки проекторов

Ряд аппаратов высокого уровня допускает iSF-калибровку. Это значит, что вам нужно вызвать сертифицированного инженера – и после пары часов его работы вы получите референсное качество изображения. Верхние модели проекторов BenQ поставляются уже откалиброванными «из коробки» – но большинство производителей проекторов (как и телевизоров) экономят на подобном, перекладывая заботы по интеграции и настройке на самого пользователя.

Впрочем, не стоит отчаиваться, в 99% случаев калибровка проектора не отличается от калибровки телевизора:

– отключите все системы экономии энергии;
– отключите улучшайзеры картинки;
– отключите систему Motion Flow;
– снизьте четкость до нуля и проверьте таблицу с «гребенками» на разрешение, аккуратно поднимая четкость до того уровня, чтобы были различимы все полосы;
– переключите цветопередачу в режим «Теплый», после отрегулируйте уровень цветности;
– установите яркость в 50%, контрастность в 100% – базовые значения для калибровки;
– на тестовой таблице черного поля отрегулируйте яркость, чтобы все полосы были видны;
– на тестовой таблице белого поля отрегулируйте контрастность, чтобы все полосы были видны;
– оцените результат на реальном киноматериале и внести корректировки;
– при необходимости поэкспериментируйте со встроенными системами улучшения контрастности.

Обычные значения, получаемые после калибровки на многих современных проекторах таковы – контрастность – 80-90%, яркость – 52-53%, цветность – 50%, четкость – 10%.

Звук в домашнем кинотеатре с проектором

Большой картинке нужен «большой» звук. Поэтому, как правило, вместе с проекторами используются не саундбары или стереосистемы, а полноценные многоканальные системы окружающего звучания. В принципе, разумный минимум – система 5.1. Идеальный вариант – современные комплексы Dolby Atmos с конфигурацией 9.1 и верхними каналами звучания. Такие инсталляции могут полностью заполнить комнату звуком и даже «раздвинуть» ее стены, что критически важно для погружения в действие.

Обслуживание проекторов и замена ламп

Если ваш проектор оснащен лазерным источником света, никакого обслуживания не потребуется. Аппарат должен честно отработать заявленный ресурс в 20 – 30 тысяч часов, после чего его можно будет выбросить (замена лазерного блока к тому времени обойдется в цену совершенно нового аппарата). Если же используется лампа, то все производители указывают ее ресурс, а сами проекторы оснащают системами мониторинга использования источника света. Когда заявленные 2 – 3 тысячи часов будут истекать (как правило, увеличить этот срок вдвое можно использовав экономичный режим работы проектора, однако, он заметно понизит яркость изображения) вы получите уведомление о необходимости замены лампы. Приобрети ее можно будет как у официального представителя фирмы-производителя, так и в многочисленных сетевых магазинах. Важно понимать, что превышение срока годности лампы – это не только снижение ее яркости (деградация светового потока – и, как следствие, снижение качества картинки), но и рост рисков взрыва лампы внутри проектора. В этом случае аппарат может быть полностью выведен из строя – так что, лучше не нарушать требования инструкции по эксплуатации. Заменить лампу не составит труда самостоятельно – эта операция очень простая и подробно описана в инструкции.

Микроклимат в помещении с проектором

Поскольку подавляющее число проекционных аппаратов снабжено активной системой отвода тепла при помощи вентиляторов, а тепловыделение источника света довольно велико (особенно проекционных ламп), то температура в помещении, где размещен видеопроектор, будет повышаться. Если вы смотрите кино по полтора-два часа, особых проблем быть не должно, но многочасовой просмотр сериала может крепко подпортить нервы особо щепетильным к микроклимату. Так что, в помещении, где размещен проектор, лучше всего предусмотреть кондиционер – лучше всего совмещенный с системой принудительной вентиляции, чтобы насытить помещение кислородом. Особенно мучительно будет использовать проектор с высоким световым потоком жарким летом – тут точно без охлаждения помещения не обойтись.

Портативные и переносные проекторы, проекторы для презентаций

Миниатюризация чипов, внедрение эффективных источников света сделала возможным уменьшение габаритов проекционной системы. Конечно, физику не обманешь – у компактных аппаратов будут компактные объективы. И, как следствие, картинка окажется хуже, чем у крупных стационарных собратьев. Но и достоинств прибавится – вы можете положить проектор в сумку и взять с собой на дачу или в гости, например. Так что, если для вас важна мобильность – присмотритесь к портативным видеопроекторам. Все моменты по их выбору и размещению будут соответствовать описанным выше для «старших собратьев».

Конкуренция проекторов с телевизорами

Может ли проектор соперничать с телевизором? Что выбрать, проектор или телевизор? Лучше дисплей или видеопроектор? Все эти вопросы – сравнения из серии, кто круче, слон или кит. Проекторы создавались и создаются для использования в определенных условиях – прежде всего, для домашнего кино. Если у вас есть возможность выделить комнату под оборудование домашнего кинотеатра, свободная стена для размещения экрана – и вы любите кино, то, конечно, впечатления, которые обеспечит видеопроектор, окажутся несравнимыми с обычным ТВ. Даже если ваш телевизор будет иметь размер экрана в 82-85 дюймов, 120-130 дюймов картинки от проектора сделает стационарный дисплей настоящим пигмеем.

Однако, точно не надо приобретать проектор «вместо» телевизора. ТВ-эфир, компьютерные игры, фоновый режим работы, отсутствие необходимого затемнений – все это диктует совсем иной режим использования. При просмотре телевизора вы можете краем глаза заглядывать в мобильный телефон, заниматься приготовлением пищи – с проектором такие сценарии исключены, устройство предполагает полное погружение в действие. Кроме того, следует предостеречь от оптимизма по поводу использование видеопроектора для игр. Как правило, элементы управления (HUD), активное перемещение камеры и прочие прелести куда лучше оптимизированы для телевизора и работают эффективнее в освещенной комнате. У ряда лиц от игр на проекторе может появляться эффект «укачивания».

Голографические проекторы

Далекое будущее было спрогнозировано еще в четвертом эпизоде «Звездных войн» в 1977 году. Голографические проекторы – та самая революционная система, которая может перевернуть наши представления о потреблении видеоинформации. Настоящее объемное изображение без очков, просто перед вами – что может быть заманчивее?

К сожалению, хотя на сегодняшнем рынке присутствует ряд голографических аппаратов, использовать их реально только в рекламе или демонстрациях. Воспроизвести кроссовок, крутящийся в воздухе? Без проблем – технология непрерывного видения (POV) обеспечивает вывод весьма насыщенной трехмерной картинки, вот только несколько лопастей с LED RGB лампой дадут картинку от силы 65 х 65 см с разрешением 720 х 720 точек (голографический проектор WIIKK Z3). Никаких фильмов так не посмотришь, разве что трехмерную картинку перед глазами покрутишь для развлечения. Увы и ах, до расцвета голографических проекторов еще долго ждать.

Будущее проекторов

Вряд ли описанные выше голографические проекторы войдут в нашу жизнь в ближайшие десять лет. Развитие рынка проекционных технологий, скорее всего, будет идти по пути совершенствования современных чипов, массового внедрения лазерных источников света и работы с системами дополненной реальности. В последнем случае может снова оказаться весьма востребованной технология 3D – с ее помощью можно будет формировать весьма интересные сценарии и, вообще, вывести эффект погружения в действие на новый уровень.

Выводы

На сегодняшний день только проектор может обеспечить в домашнем формате масштаб картинки, сравнимый с настоящими кинозалами. Если только у вас нет $1 млн. на новые ТВ Samsung MicroLED – с помощью подобных систем, конечно, можно собрать «стену из изображения». Однако, свечение пикселей изнутри – и формирование изображения с помощью отраженного света – две большие разницы.

Проекторам уготовано долгое и светлое будущее – полностью отрешиться от внешнего мира и перенестись в страну грез, выключить свет и снова почувствовать себя ребенком, впервые пришедшим в кинотеатр: такие прелести еще рано списывать со счетов.

Денис Репин
14 мая 2020 года

Добавить комментарий