— Система радиосвязи между пилотом и командой активно применяется в автоспорте, а в таких гонках, как Формула-1 радиообмен между боксом и гонщиком даже становится определенной частью шоу — о чем они там между собой общаются на скорости в 300 км/ч?

Формула-1 и другие автогонки активно используют обратную связь по радио

Но именно эта же особенность технологии мешает ее внедрить в мотоспорте. Более того, Регламентом FIM использование средств радиосвязи категорически запрещено, поскольку негативно влияет на безопасность гонок: когда пилот MotoGP или World Superbike полностью сосредоточен на езде, ничто не должно его отвлекать от этого.

Впрочем, вот уже 3-4 года в MotoGP активно используется система индикации различных ситуаций на контрольной панели прототипов. Она используется в дополнение к светофорам и флаговой сигнализации на треке, плюс, применяется избирательно, если Дирекция хочет уведомить того или иного пилота о нарушении или пенализации, не прибегая к возвращению его на пит-лейн. И это работает, к этому привыкли.

В Формуле-1 радиообмен между пилотом и командой — ключевая часть игры

Но к радио все относятся категорично — против. Пилоты MotoGP уверены, что это может повлиять на их концентрацию. Но гораздо больше они опасаются, что команды начнут использовать обратную связь для применения командных приказов в ходе важных гонок. Пилоты MotoGP всегда боролись только за себя, а когда включалась командная тактика, это оговаривалось заранее… но в случае с Aprilia и Ducati, командная работа плотов привела их не к тому результату, которого хотели бы добиться команды! Скорее, наоборот.

А вот видение этой ситуации от Dorna Sports. Его после тестирования высказал новый генеральный директор MotoGP Карлос Эспелета, сын босса чемпионата, Кармело Эспелеты:

«На комиссии по безопасности с участием представителей FIM и Dorna, мы обсудили с пилотами возможность внедрения системы обратной радиосвязи. Прежде всего, мы хотим попробовать эту опцию… после того, как произошел ряд недопониманий из-за плохой видимости желтых флагов [например, в Хересе, прим. МОТОГОНКИ.РУ]. В основном, мы бы хотели предупреждать райдеров об инцидентах, которые происходят перед ними. Это стало актуальным после Гран-При Австрии».

Пилот Team HRC Штефан Брадль, подменяющий в Repsol Honda Маркеса, первым испытал новинку от Dorna

«Мы уже испытывали радиосистему в прошлом, и пилоты тогда нашли ее слегка раздражающей и отвлекающей. Но теперь технология существенно шагнула вперед, и мы решили попробовать еще раз. В общем, оснастили [шлем] Штефана [Брадля], и тест прошел неплохо. Конечно, это совсем-совсем прототип системы, наушника, который пилоту предстоит носить [вместо берушей]. Все это нужно совершенствовать».

В MotoGP радиосвязь существует тоже! Однако, в данный момент ей пользуются команды внутри боксов и для связи с группой на пит-лейне, которая следит за пилотом и работает с пит-бордом. При том сильном шуме, который создают моторы 260-сильных прототипов, разговаривать спокойно на пит-лейне просто не представляется возможным! Мощность звуковой волны, генерируемой 1000-кубовым прототипом, превышает 150 дБ, что почти в полтора раза громче выстрела из ружья 12-го калибра.

В MotoGP радиосвязь тоже применяется, но только внутри гаража и для связи с группой на пит-лейне

План Дирекции MotoGP состоит в том, чтобы коммуницировать с пилотами через записанные заранее сообщения. То есть, если гонщик въезжает в зону действия желтых флагов, он будет получать соответствующее предупреждение заранее. Дело в том, что начиная с Гран-При Андалусии, в MotoGP действует новое правило желтых флагов, по которому любой быстрый круг, пройденный под желтыми флагами — аннулируется автоматически. Это не самое лучшее решение Дирекции и Коллегии Стюардов, однако, они считают, что так проще избежать злоупотреблений и недопонимания.

«Пока, идея состоит в том, чтобы Дирекция могла отправлять райдерам сообщения, которые они точно получат. В будущем, возможно, мы сможем усовершенствовать систему, чтобы райдеры могли общаться с командами во время сессий. Я не знаю, как насчет гонок, но в свободных практиках и на квалификациях это может сработать».

В пятницу, Dorna предлагала Валентино Росси принять участие в пробах на FP2, но итальянец наотрез отказался, поэтому «активные беруши» примерил только Брадль.

Во вторник, после Гран-При Сан-Марино состоятся официальные тесты в Мизано с участием команд MotoGP, где Dorna намерена провести более обширные испытания радиосистемы. У всех пилотов и команд будет возможность опробовать это без риска потерять время или позиции в хронометрируемых сессиях.

«Главной проблемой в реализации системы является сильный шум внутри шлема у пилота, потому что мотоцикл создает много шума, другие мотоциклы — тоже. Плюс, пилоты слушают окружающую обстановку. Все это нам предстоит учесть» — добавил Эспелета-младший.

Добавить комментарий