Мемориал Советскому солдату в Ржеве, что в тверской области, я хотел посетить с момента открытия, но все лето так или иначе у меня не получалось… Пока наконец осенью, в глубоком сентябре, планы наконец не сложились в цельную картину поездки. Поехали нашей классической компанией на трех мотоциклах, забив на немалую вероятность мокнуть всю дорогу, если доверять прогнозам. Расстояние от нашего родного города до мемориала не сильно большое, чуть менее шестисот километров, но дабы не мерзнуть в ночи на обратной дороге, решили все же остаться в Ржеве на ночевку. Итого, снова, выходила поездка выходного дня в 1300 км на круг.
К мемориалу можно проехать двумя дорогами: в первом случае навигатор ведет через Тверь, во втором предлагает свернуть в Торжке. Забегая вперед скажу, что мы проехали по обоим вариантам дороги.
Стартовать задумали рано, в шесть утра, чтоб не спеша добраться до Ржева, заселиться в снятую через Airbnb квартиру, и потом уже спокойно осмотреть памятник.

Платная М11 нам была не обязательна в виду и без того пустой в столь ранний час М10. Шоссе на Москву и правда было полупустое, что позволяло держать быстрый темп, останавливаясь только для заправок. С утра было холодно и уже через 200 км мы напялили сперва кофты и подстежки у курток, а потом и вовсе упаковавшись в дождевики. Термометр на приборке намекал, что не июнь…
Ближе к обеду потеплело. Обещанный безжалостный осенний дождь мы исправно объезжали. В районе Вышнего Волочка и вовсе вышло солнце. Здесь мы решили остановиться размять булки у памятнику автобусу ЛиАз.
Памятник автобусу-труженику установлен возле автобазы на въезде в Вышний Волочек со стороны Москвы. Автобус марки ЛиАЗ-677, установленный на пьедестале, символично встречает и провожает весь транзитный транспорт проезжающий по трассе. Автобусы этой марки выпускались на Ликинском автобусном заводе с 1967 по 1996 год, после чего их сменила следующая модель.

Дальше снова пилили без особых остановок до объездной Твери, решив в первый день не испытывать судьбу и ехать по гарантированно хорошей дороге. Перед Тверью ушли на объездную, а с нее на Ржев, до которого по ней около 120 км. Дорога оказалась не прям уж отличного качества и попадались следы обильного ямочного ремонта. Трафик в субботний день был вполне ощутимый, однако в тверской области похоже принято двигаться в полосе, пропуская мотоциклы. Благодаря этой особенности мы практически не теряли среднюю скорость.
Трасса следует полями и лесами, через тот самый плацдарм, где с 5 января 1942 по 21 марта 1943гг шли ожесточенные бои. Повороты к братским захоронениям встречаются через каждые 5 — 10 км, показывая сколько людей тут полегло.
Трасса проходит через город Старица. Место довольно интересное, жаль не было времени покататься тут.
Основан в 1297 году тверским князем Михаилом Ярославичем как крепость на реке Старице.
До начала XVI века Старица обычно именовалась Городок или Городеск (но не Новый Городок или Городок на Волге, как утверждают некоторые авторы). Закрепившееся за городом впоследствии название «Старица» дано по его расположению на одноимённой реке.
Существует предание, что на месте города Старицы находился город Любим, который был до основания разорен татарами в 1292 году. При заложении города Старицы на том месте жила одна старуха, укрывшаяся в одной из пещер, от которой город и получил своё название. Предание не противоречит ходу исторических событий, но отсутствуют документальные упоминания о городе Любим.
С 1708 года Старица — город Смоленской губернии. С 1719 года она находилась в составе Тверской провинции (первоначально входившей в Санкт-Петербургскую, а с 1727 г. — в Новгородскую губернию). С 1775 года Старица — уездный город Тверского наместничества (с 1796 г. — Тверская губерния).
В XVIII—XIX веках Старица — крупная пристань на водном пути в Санкт-Петербург. В окрестностях города велась добыча известняка («старицкий мрамор»).
В 1897 году в Старице насчитывалось 5396 жителей; имелось 10 церквей, 21 фабрика и завод (крупнейший из заводов — кожевенный), 124 торговых предприятия.
Советская власть в Старице была установлена 30 ноября (13 декабря) 1917 года.
В ходе Великой Отечественной войны Старица 12 октября 1941 года была оккупирована немецко-фашистскими войсками. 1 января 1942 года освобождена войсками Калининского фронта в ходе Калининской наступательной операции.
В 1963 году открыт арочный Старицкий мост через Волгу. С этого моста открывается не плохой вид на окрестности.
Некоторые улицы Стариц будто декорации из старых фильмов, вроде Женитьбы Бальзаминова или За двумя зайцами.
Покрутив головами по сторонам, проехали город без остановок.
Вскоре показался Ржев. Мы поселились на его окраине, почти в частном секторе. В двухкомнатной квартире с функцией телепорта в конец восьмидесятых, начало девяностых. Убранство и мебель в нашем временном пристанище целиком повторяла тот самый колорит быта небольшого, не богатого провинциального городка. Но было чисто и вполне комфортно спалось, так что за смешные 1600 мы получили возможность оставить вещи, отдохнуть с дороги и рвануть уже, наконец, к памятнику.
Ехать было совсем не далеко, всего девять км. На момент планирования на всех найденных сайтах, включая официальный, было обозначено, что часы работы мемориала с 10 до 18 часов. К этому времени мы и старались подгадать. Однако хозяйка квартиры убедила нас, что время работы не правильное и более того, крайне рекомендовала посмотреть ночную подсветку памятника. Решив что почилить часик нам не повредит мы разбрелись по комнатам и завалились спать.
Дорога к мемориалу представляет собой такое же загородное шоссе, что и из Твери в Ржев и через 10 минут мы были на месте. Приятно порадовала огромная, бесплатная парковка., где мы смогли без труда разместить мотики и, укрыв их чехлами, отправиться на осмотр.
Фигура солдата видна издалека, и в закатных лучах немного напоминала одного из дементоров, что сторожили замок Азкабан в фильме о Гарри Поттере.


.
Вход на монумент бесплатный, а территория представляет комплекс с музеем, березовой рощей, военно полевой кухней и стелами с именами погибших в боях здесь.

Стелы являются металлическими листами, с вырезанными лазерной резкой именами, слегка покрытыми ржавчиной.

Выглядит очень атмосферно.
Комплекс действительно красивый. Без клумб, елочек и прочего пост совкового дизайна. Все строго и, если хотите, стильно.
Есть удобные скамеечки, с которых удобно смотреть и фотографировать.

Статуя имеет высоту в 25 метров и стоит на насыпном холме.
Дожидаясь включения подсветки, зашли в музей. Состоит он из небольшой комнаты с мультимедийным оформлением. На стены проецируются старые фотографии и фронтовые ленты военных корреспондентов, рассказывающих о боях подо Ржевом. Пол стеклянный, через него видно воссозданную землю после сражения. Усыпанную гильзами и фрагментами оружия. Из динамиков негромко читаются стихи об этом сражении и фрагменты писем. На стенах висит два мультимедийных справочника, где любой желающий может попробовать найти родственников, заполнив на экране соответствующие поля. Здесь же есть макет всего мемориала.

Смотреть особо нечего, цена билета — сто рублей.
Здесь же есть и сувенирная лавка, правда наличие там тарелочек с надписями вроде «Ты кто, Гитлер? Давай, до свидания!» (Цитата) несколько разочаровало… А так можно прикупить магнитики, солдатиков, ремни, пилотки и прочее сувенирное барахлишко.
Тем временем помаленьку темнело. Решили отправиться на заправку ЛукОйл напротив, испить чайку, согреться и вернуться к включению подсветки. Заправка хоть и не имеет к мемориалу отношения, украшена его символами — фигурами летящих журавлей.

Ассортимент здесь как и на любой заправке, но посидеть за столиками и перекусить, вполне норм.
Отдохнув, вернулись к монументу. Да, ожидание стоило того. Подсвеченный он смотрелся впечатляюще.

Подводя итог: очень понравилось. Не броско, стильно, красиво, строго, очень проработаны детали, вплоть до позы и взгляда солдата. Однозначно рекомендую к посещению это атмосферное место.
Изрядно замерзнув этим сентябрьским вечером, мы вернулись на парковку. К слову она не освещена совсем, что несколько мешало расчехлять моты и переодеваться. На парковке же расположились палатки с магнитиками и сувенирами, исправно работающие тут до самого закрытия мемориала.
Ну а мы вернулись в город уже сильно затемно. И употребив традиционную для наших поездок пиццу из ДоДо улеглись спать.
Утро выдалось хмурым, прогноз рисовал проливные дожди и мы, сверившись с предполагаемым движением туч, решили обратно ехать через Торжок. Зря. Не смотря на то, что все тучи мы таки миновали сухими, дорога вытрясла из нас всю душу. Асфальт там похоже не менялся с той самой ржевской битвы. На турынде там поскакать вероятно было бы интересно, но на дорожниках можно отбить позвоночник. Скорость редко поднималась выше 80. Однако места здесь живописные и изобилуют старинными постройками. В каждом населенном пункте есть усадьба, церковь или водонапорная башня довоенной постройки. Любителям было бы весьма интересно. МЫ пилили без остановок и в Торжке, завидев нормальное покрытие, готовы были его расцеловать.) На М10 снова было не людно и, отобедав в Маке в Вышнем Волочке, к вечеру мы успешно домчали до родного города.

Добавить комментарий