В статье рассказываю о своем первом дальняке в 4000 км на Северный Кавказ
Конечной целью путешествия был альплагерь, поэтому немного вашего внимания посвящу и ему — зачем они нужны, что там происходит
и, конечно же, покажу красивые фотографии гор с недоступных для мото ракурсов )

Кроме этого, будут фото и видео с некоторых лайтовых и популярных мото дорог Северного Кавказа — перевал Гумбаши, дорога на Бермамыт, Чегемское ущелье.
А вот дорога к ал Безенги не является популярной, но она не менее красива, состоит как из асфальтовой части, так и из горной дороги,
хочу показать и её тоже.
Ну и, поскольку я ездил на KTM, по просьбам трудящихся отдельно расскажу про то как часто он ломался и насколько дорого стоил ремонт 🙂
Добро пожаловать под кат

Всем привет!
Это мой первый сезон на KTM 1190 Adventure R. Этот мотоцикл стал первым после большого перерыва в моей мотожизни.
Впрочем, раньше у меня были только легкие эндурикимотарды и скутеры, поэтому для меня этот мотоцикл и первый турэндур и первый «большой» мотоцикл обьемом больше литра.
Покупал я его как универсальный, мотоцикл для всего, в т.ч. и для путешествий.
В карантинные времена ездил по ближайшим областям, но это всё мелочи, которые почему-то всегда заканчивались возней в болотах или тракторной колее, для чего этот мотоцикл откровенно не предназначен. В процессе я поменял колёса на шашки, стал относится спокойно к падениям,
а как опофеоз всего этого безобразия поучаствовал в гонке offroad people, которую, увы, не проехал до конца, т.к. во второй половине уронил мот в лужу, не смог поднять и нахлебал гОвны в бак через дренаж.
В общем, назрела необходимость двигатся дальше от говномеса, который уже порядком надоел.
А тут как раз горный клуб Альпиндустрия, в котором мы с супругой состоим, собрался-таки устраивать послекарантинные учебные сборы на Кавказе и я подумал, что со всех сторон отличная идея поехать на эти сборы именно на мотоцикле.
Таким образом, была определена конечная точка маршрута — альплагерь Безенги, это в Кабардино-Балкарии.
А вот с промежуточными был вопрос. Читая байкпост и смотря всякие видео на ютубе, я знал, что тру мотопутешественники ломят от МСК минимум до Ростова за день, а дальше — как пойдёт.
К счастью, я довольно быстро понял, что это не наш вариант, т.к. в мотопутешествиях я ламер, а супруга моя вообще до этого в качестве второго номера на мото не ездила дальше 100км.
Поэтому, здраво оценив наш возможности, пришёл к выводу — не больше 600км в день.
Поспрашивал знакомых мототуристов на тему «а что ещё посмотреть на М4 по дороге, чтобы было не скучно», меня направили на мега гайт про М4 от komendant и маршрут примерно сформировался:
день 1. Москва — Елец — Воронеж (ночевка)
день 2. Дивногорье — станица Кущевская (ночевка)
день 3. Карачаевск — перевал Гумбаши — Кисловодск (ночевка)
день 4. плато Бермамыт — Нальчик (ночёвка)
день 5. Чегемское ущелье и перевал Анкопрак — Безенгийское ущелье и альплагерь (конец моточасти)
Бывалые мотопутешественники, видя этот тайминг уже тянутся за переспелыми помидорами, но тут уж ничего не поделаешь — новички мы )))
Да, дорогу обратно я даже не планировал, т.к. если честно, слабо верил в то, что доеду хотябы ТУДА и переживу 2 недели в альплагере :))

Итак, приготовления
* отправляю всякие альпинистские вещи транспортной компанией в лагерь
* делаю мотоциклу ТО (о нём — ниже)
* загружаю в 3 кофра самое нужное в дороге (включая бивачное)

ииии погнали
Нуу точнее не погнали, а мееедленно так поехали, не больше 100 кмч, потому что жена сзади начинает прикольно визжать сразу же как только скоростьугол наклонаускорение превышает минимальное значение ))
Тем не менее, несмотря на то, что выехали где-то в 12, к обеду мы в Ельце

Елец находится всего в 20км от М4, приятный такой городок с кучей церквей, Лениным на площади, а ещё там есть скалы!
Да, рядом одно из немногочисленных мест в Центральной России где можно полазать — Воргольские скалы.
Но туда мы не заезжали, пообедали в кафешке недалеко от Ленина, покатались по городу и поехали дальше.

А это уже Воронеж, Ленин тоже присутствует, но город существенно больше, богаче и вообще нам очень понравился.
Единственный минус — переходить дороги опасно для жизни (даже по пешеходным переходам). В Первопрестольной уже давно не так…

Следующий день и первая остановка — Дивногорье.

И первое (и последнее) разочарование.
Ребята, если вы слышали что-нибудь про Кападокию (или не дай Бог там были) — не ездите в Дивногорье.
Это крюк в 120 км, там нет заправок, хреновый асфальт и в самом Дивногорье смотреть особо не на что.
А ещё большим контрастом в сравнении с Кападокией являются таблички на каждом шагу — сюда не ходи, это нельзя, то нельзя и т.д.
Нас даже в единственный подземный храм не пустили без экскурсии. Отстой.

Дальше мы ломили до станицы Кущевская, объезжали пробки и фур, которые не давали объезжать пробки и особо не останавливались.
Местность становилась более холмистая, но ещё не вот прям — гор пока не видно ))

Следующий день и мы сворачиваем с М4 и двигаемся в сторону Северного Кавказа.
Дорога во многих местах двухполосная, поэтому приходится активно обгонять паровозы из фур и попуток.
На 1190 это делать быстро и безопасно — запас мощности просто колоссальный. Радует, что жена уже так не визжит, пообвыклась )
По-прежнему, ровнина, но на горизонте виднеется какая-то холмистость. Ну и +34 в тени как-бы намекают, что мы уже на Юге.
Расстегнули всё что можно из вентиляции на одежде и стараемся не останавливаться лишний раз.
Да, а ещё на заправке перестали включать колонку «до полного», если собираешься платить картой :).
Сначала оплата, потом «до полного», а потом возврат на карту, если не влезло )

После Черкесска начинаются Горы.

Как приятно их увидеть после нашей среднерусской возвышенности, зимы и карантина!
Постановили, что горы пока мелковаты, поэтому наш путь дальше — Карачаевск и перевал Гум-баши.

На фото выше — дорога на перевал сразу после Карачаевска

Смотровая площадка на вершине перевала достойна отдельного короткого видео )

Вообще, перевал не представляет никакой технической сложности, проезжаем на всём, что может ехать по плохому асфальту, но там очень красиво, поэтому всячески рекомендуем к посещению!..

Ночевали в Кисловодске, перед сном погуляли по городу и он оставил странное впечатление. Эдакий «город — введение в хайкинг для снобов».
Решили, что на пенсии обязательно будем туда приезжать ходить местные маршруты, которые начинаются прям от центра города (самый длинный АЖ 10 км), периодические прикладываясь к минеральным источникам и к чему покрепче в местных кафешках…

На следующее утро поехали на плато Бермамыт.

Для этого пришлось от Кисловодска поехать назад в сторону перевала Гумбаши и тем самым сделать крюк в 40 км.
Если вы так не хотите — закладывайте 4 часа на Бермамыт в тот же день, как пересекаете Гум-баши от Карачаевска в Кисловодск, меньше не получится. Посколько желание причинить всем добро у меня прям так и прёт — сделал видеогайд про то, как проехать на Бермамыт на турэндуро. Буду рад, если кому пригодится. Хотя конечно на ютубе есть и более годные гайды, ссылка на один из них — в описании к видео :).
Вот Бермамыт, в отличии от Гум-баши, таки представляет некоторую техническую сложность. Особенно, если накрапывает дождь, как было у нас.
В одном месте я даже разложился и подвернул ногу. А ещё стоит отметить очень нестабильную обстановку с видимостью на самой вершине плато в плохую погоду (г. Большой Бермамыт, Малый Бермамыт).
В интернетах пишут, что там часты туманы и облака, закрывающие вершину — так вот, всё так и есть 🙂 Смотрите видео.

Дальше ничего интересного не было — доехали до Нальчика, заселились в какую-то прикольную гостиницу с бассейном. Напоследок, перед горами )
Из наблюдейни — чем дальше не восток, тем больше автоматчиков на кордонах на дорогах. К счастью, мы их не интересовали.

На следующий день у нас по планам было Чегемское ущелье с водопадами и перевалом Анкопрак.
Поехали, заценили водопады.

Красивые, но вот «навязчивый сервис» вокруг портит впечатление. Поехали дальше.
Погода была не очень, как доехали до поворота на Анкопрак начался конкретный дождь, над перевалом гремел гром, болела нога и ещё телефон с навигатором не хотел заряжаться от прикуривателя.
И нам в этот день 100% надо было доехать до конечной точки — ал Безенги.

Суммировав всё, я посчитал это за знак, развернулся прямо от поворота на Анкопрак (на фото выше дорога направо — это на перевал) и поехал по направлению к альплагерю.
Стоило спустится чуть ниже — погода сразу наладилась. Верный выбор )

А дальше… А дальше было самое интересное и запоминающееся для меня в этой поездке.
Дорога на Безенги мне показалась самой-самой, там и асфальт с видом на высокие горы и грунтовка с бродами через ручьи и мостками через бурную речку и отстутствие не только «навязчивого сервиса», но и вообще отсутствие людей

Если вы будете в этих краях — скатайтесь в альплагерь, не пожалеете 100%! Самые интересные моменты этой дороги я собрал на видео.

Для меня последние 18км были мега стрёмными, я ехал и откладывал кирпичи, а на финальный подьем перед альплагерем вообще не забрался с первого раза — совершил кучу ошибок, ехал слишком медленно, не отключил MTS, не использовал сцепление.
Надо повышать скилл внедорожной езды.

А теперь расскажу про сам альплагерь. Что это и с чем это едят.

Во времена ушедней древней цивилизации это было место, где обучали людей безопасному хождению в горы.
Таких лагерей было много, на Кавказе аж несколько, но сейчас живым остаётся только Безенги.
Лагерь находится в 18км от одноименного села (где и заканчивается асфальт) и недалеко от хребта, который разделяет Россию и Грузию и рядом с которым или на котором находятся все высокие горы Кавказа (пятитысячники, в т.ч. и Эльбрус)
Сейчас лагерь более-менее приспособился к новому укладу жизни, а значит просто оказывает услуги всем желающим за деньги. Услуги следующие:
* там можно переночевать (в палатках, в домиках или в вип башне)
* там можно оформить пропуск в погран-зону
* там есть кафешки, магазин снаряги, столовая
* там можно и чему-нибудь поучиться, но если учить будут местные — то это не точно…
Для мотопутешествий Безенги может быть отличной промежуточной точкой, где можно переночевать с удобствами после интересной и красивой дороги, погрузиться в атмосферу альпинистской тусовки,
и может даже устроить днёвку и сбегать на настоящий ледник на следующий день (4 часа хода), что может быть незабываемым впечатлением.
а мои впечатления от нахождения там хорошо передают вот эти два коротких видео

и немного фото местных красот

Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается и начинается какое-нибудь другое хорошее, поэтому через 2 недели после приезда мы собрались ехать домой.
Дорога от альплагеря до села Безенги уже не показалась страшной, ехали, смотрели по сторонам, наслаждались видами и хорошей погодой.
А вот дальше ничего интересного не было — просто ехали по трассе почти три дня, хотелось быстрее добраться до дома, соскучились по детям.
Помню, было +35 первые 2 суток )
Первая ночёвка — в Армавире, вторая — на берегу Дона, и к обеду третьего дня мы дома.

Кстати, ночёвка на берегу Дона — это ещё одна точка из нетленки про М4. Лучше останавливаться не прямо около реки, а на высоком берегу — там лучше вид.
Дон всёравно какой-то грязный и купаться там нет желания.

Теперь немного «работы над ошибками» — что я сделал правильно, а что не правильно в этой поездке
Правильно* Купил к поездке мотогарнитуры с интеркомом. Даже самые недорогие китайские работают нормально и я сейчас не представляю как бы мы ехали без них
* Поставил заднюю звездочку на 45 вместо штатной на 42. Правильное решение!
* Придумал разумное ограничение дневному пробегу и выдерживал его.
* Поставил на руль пульт управления к гоупро, поэтому на управления ей не приходилось отвлекаться от дороги и мотоцикла.
* Каждый день чистил и смазывал цепь. В результате подтянул её всего 1 раз.
* 3-х слойный туристический экип рулит — по большому счёту, больше одежды брать не нужно, только штаны для прогулок вечером

Не правильно* Бивачное снаряжение можно было не брать. В результате ночевали в палатке только 1 ночь. Надо в будущем решать — либо всегда в палатках, либо всегда в гостиницах
* Надо лучше готовиться к маршруту — мне нравится спонтанность, но уж если сегодня решил ехать в точку Х — надо точно представлять как туда ехать, какие проблемы могут возникнуть и нужно иметь готовые треки всех участков вне асфальта.
* Телефон в качестве навигатора — это полный отстой. Годен только для города. Нужен нормальный девайс, желательно туристический, но с большим экраном.
* Я ездил в горных ботинках, а не в мотоботах. Не правильное решение, которое чуть не стоило мне смены в альплагере. Если планируются сьезды с асфальта — нужны высокие мотоботы.
* Металлические кофры и их рамки добавляют веса кг 15. Хочу заменить их на сумки.
* Туристический ветровик + китайский микроветровик + кофры == полное поражение на 1190. С ветрозащитой и звуковым комфортом! просто беда!.. Комфортная скорость 110кмч.

Ну и наконец, про вечно ломающийся КТМЯ абсолютно не спорю с тем, что выезжая на КТМ дальше своего двора, лучше брать с собой запасной мотор.
НО, поскольку мотор от 1190 стоит вообще неприличное количество денег, мне пришлось искать обходные пути, т.к. уж очень хотелось доехать без проблем до конечной точки маршрута и вернуться домой.
Делюсь рецептом волшебных пузырьков: чтобы он не ломался в поездках, его надо нормально обслужить.
На этих мотоциклах редко ездят только по дорогам, я вот регулярно валял свой в гОвнах, а поэтому:
* замена масла, фильтров
* ремкомплект вилки, замена масла в ней
* замена звезд и цепи
* промывка бака, замена бензонасоса и его фильтра (удачно совпало с поездкой, т.к. было сделано после ofrp)
* ревизия подшипников в ходовой
* ну и новая резина, демферы в колесе, ещё что-то по мелочи
Клапана регулировались за несколько т.км до поездки, свечи менялись тогда-же.
В общем, после всего этого мот работал как часы и никаких проблем с ним не было.
Хотя конечно, это просто совпадение, сломается в следующий раз…

Резюмируя впечатления о первом дальняке такие: в горах здорово, на шоссе скучно. Надо продолжать и набираться опыта.
Вот такой отчет о первом дальняке, спасибо всем кто дочитал до конца )
Буду рад комментариям.

Добавить комментарий