Маршрут Ляскеля — Паанаярви по грейдеру(Спасибо Андрею) это только треть маршрута, т.к. дальше можно через Кумскую ГЭС выйти к Кондалакше, а там и Варзуга с Терским берегом и перевал Геологов практически по прямой.

Но туда нужен напарник, а до Паанаярви я просто сел и поехал, т.к. маршрут знаком, заправки есть, дорога отличная, стоянок на озерах навалом и всегда можно вильнуть чутка в сторону — посмотреть что-то новое.

В этой поездке к любимому с прошлой поездки грейдеру добавлялись: парк Паанаярви, дорожка до Кумской ГЭС, дорожка вокруг Воттовары и проезд через Толвоярви.

Если вкратце, то дороги по маршруту супер — особенно на любой турэндуре с разиной типа ТКС (я был на Митасе Е-07).

Мосты были везде, если не было, то был соседний километрах в десяти или меньше. Лужи/броды были примерно по колено: от Гимолы до Воттаваары 3 шт и в Толвоярви штук десять -пятнадцать, но дно везде твердое и как правило ровное, проблем быть не должно.

Самые красивые места были  в Паанаярви и за ним на Ципринге и перешейки Толвоярви очень порадовали, ради такой красоты было не жалко пройти десяток луж.

по маршруту:

Грубо говоря начинал от Ляскеля — там заправка и начинается приличный грейдер(я думаю до Суоярви), но я ушел в сторону лесными дорогами — они в отличном состоянии, местами не глубокая колея, в одном месте благодаря бобрам рухнул перешеек, но он обьезжается по соседней дороге. В какой то момент любая дорога приведет к грейдеру на Суоярви.

Суоярви — там заправка, дальше идет отличный старый грейдер, местами подсыпанный свежим песком — главное в закрытых поворотах не ехать по центру ибо встречка, которая тоже может ехать по центру!
До Гимолы дорога отличная, можно наваливать.

Гимолы — Воттаваара, отличная накатанная дорога, после выставки авто номеров начинаются лужи по колено, штуки 3-4, дно твердое, ехали всегда справа.

На Воттаваару не пошел ибо в дождь снимать толком нечего, поехал вокруг до Суккозера — дорога накатана, пара мостов, местами скальник, пара сыпух, пара неглубоких луж(проходятся ходом) — хорошая лесная дорога, турында пройдет любая.

Суккозеро — там старая аналоговая заправка(не заправлялся), дальше насыпали грейдер, очень много свежего песка, колея одна, обочины мягкие — самое подставное наверное место — по центральной колее ожидаешь встречку, на песке правее колеи мот нещадно подтаскивает ибо резина все таки не кроссовая, боковой поддержки нет, в общем сбрасывал скорость до 60-ти. 

Муезерский — заправка, дальше ушел лесовозкой, на мой взгляд она не хуже основного грейдера (вообще современные лесовозки местами круче старых грейдеров)
Ледмозеро — заправка и дальше 80 км супер асфальта 

Костамукша — современная заправка Роснефти, но 98-го нет, только 95-й, дальше до Войница хороший грейдер, есть прямики, есть прикольные повороты — в общем отличная дорога.

от Войницы можно направо на Калевалу(там заправка), можно на лево сразу на Пяозерский (если бак позволяет). На лево свежая лесовозка пополам с дорогой для погранцов вдоль границы, дорога пустая, в середина часто попадаются камни размером с кулак-два, но это почти не мешает.
Дорога пустая, очень, за все время только одна машина.

В Пяозерском заправка, до центра Паанаярви примерно 80 км свежего грейдера, местами со свежим песком, аккуратно — оживленный трафик. Перед поездкой надо заехать в офис парка, получить разрешение на посещение или транзит, в идеале купить место под палатку(к нему прилагаются два часа бани!).

дорога Паанаярви — Кумская ГЭС — это отличная лесная накатанная дорога, с одной лужей, которая объезжается по обочине, железный мост на территории фина и там все в порядке, после Ципринги вообще все отлично, хоть и трафик судя по следам смешной. Сторож на Ципринге говорит что к нему на помойку приходит медведица с детенышем, но я не встретил и слава богу.

Отличия на обратном пути:
От Пяозерского через Колевалу до Войницы отличный грейдер, на мой вкус самый лучший кусок ибо старый, ровный и супер укатанный, есть срезка с лужами вокруг Колевалы.

 От Ляхколампи можно уйти на Вегарус(если позволяет бак) — дороги новые лесовозки, просто супер, но лесовозы с прицепами херачат по 60 — выглядит угрожающе.

лужи примерно такие, хотя конкретно это фотка с Воттаваары

Или от Суоярви после заправки можно так же уйти на Вегарус и затем пройдя десяток луж по колено (пройдет лубая турында) выйти на Толвоярви — там очень красиво, правда потом еще пяток таких же луж =) 

Карта на гугле, можно покрутить и залить в навигатор

Еще есть веселая дорожка от Калевалы через Боровой, Ледмоозеро и озеро Пизанец до Поросозеро, но я туда не попал «я купил мотыля и пошел на реку» — я заправился в Пяозерском, в комотором частная заправка, и мот в какой то момент стал глохнуть на холостых, поменял свечу, проверил до чего дотянулся, легче не стало, в какой то момент мот стал ехать только на полностью открытом газе — заходить в закрытые повороты без сброса газа было весело. Закоротил вентилятор на постоянку, стало полегче, но все равно до заправки в Костамукши мот хандрил и суваться в одного на неизвестную дорожке вообще не тянуло. В общем аккуратней с заправкой в Пяозерском.
Думал что после бенза из ведра на Памире уже ничего не страшно, но все оказалось не так просто =)

Добавить комментарий