Чтобы разобраться в аккумуляторах, сначала придётся нырнуть в бурлящий чан всего, что есть на рынке: дольше, быстрее, покоритель ледниковых вершин, панацея от глобального потепления. Чем и займёмся.
Все батареи 12-ти вольтовые, во всех по 9 ампер-часов, все подходят к одной и той же модели мотоцикла, но при этом все разные.
«PARTS-UNLIMITED» предлагает аккумуляторы традиционные. Традиции лить кислоту на свинцовые пластины уже 150 лет.
Это дёшево, обошлось мне это в 40 баксов и ещё 5 за серную кислоту. Получилось 3153 грамма.
За 15 долларов сверху можно взять аккумулятор АГМ. Он в целом такой же, просто кислота впитывается в пористые листы из стекловолокна, которые прокладывают между электродами. Так что аккумуляторы можно отправлять уже заправленными и при этом не становиться почтовым террористом. А ещё можно падать и не обливать промежность серной кислотой, всё благодаря губке из стекловолокна. 2960 граммов.
За 130 баксов “Байкмастер” добавят в батарею кремнезёма, чтобы кислота стала гелем. Так что из гелевых аккумуляторов тоже ничего не вытекает, хотя они и не носят трусы с начёсом из стекловаты, как у АГМов. В жаркую погоду он вроде как круче, но он чуть тяжелее, 3025 граммов.
И наконец, литиевый аккумулятор. Его можно взять за 150 долларов. Шорай — единственный, кто прогулял все уроки по свинцово-кислотной химии.
Литий-железо-фосфатный аккумулятор в пять раз легче, всего 609 граммов, и в два раза меньше. И, в то время как кое-кого можно положить набок, литиевый — единственный, кого можно перевернуть. Кому это нужно?
Первым делом замерим падение напряжения. Когда стартер потребляет ток, напряжение аккумулятора падает. И, как все мы знаем, если упал, всё нормально, бывает. Вот только падать должно в меру, ведь, если упадёт совсем, то может не хватить напряжения чтобы запустить двигатель.
Хоть эти батареи и новее некуда, я сведу на нет разницу в датах производства и заряжу все до полного одной и той же зарядкой. Обычно литиевые батарейки заряжают специальными зарядками, потому высокое напряжение на стадии десульфатации свинцово-кислотной батареи может спалить литиевую, но я нашёл вот такую зарядку — «Junior 800». Она заряжает свинцово-кислотные, AGM, гелевые и литиевые аккумуляторы. Хм, зарядка одна и та же, одной проблемой меньше.
Чтобы снять поверхностный заряд с каждого аккумулятора я подключаю лампочку, затем пропускаю ток через несколько резисторов и считываю напряжение после пятнадцати секунд нагрузки. Далее, чтобы замерять напряжение на холодную, я замораживаю аккумуляторы, потому что… Канада.
Обычный аккумулятор просел больше всех 11,22 вольта когда тёплый и 10,43 когда холодный, оно и неудивительно: чтобы электродные пластины стояли прямо, они должны быть достаточно прочными, нельзя делать их из чистого свинца, он слишком мягкий. Свинец нужно с чем-то смешивать, а эффективность у сплава ниже.
У AGM-аккумулятора результаты получше: тёплый — 11.4, холодный — 10.58. Ведь электроды у него завёрнуты в шаурму из стекловолокна, она защищает их от холода, а также поддерживает их конструкцию, так что пластины можно делать из почти чистого и такого эффективного свинца.
Результат у гелевого аккумулятора при комнатной температуре ещё лучше, а вот на холоде чуть хуже. Скорее всего потому что гель густеет при охлаждении и его внутреннее сопротивление повышается.
А вот литиевый аккумулятор, ну, для своих размеров ещё ничего, показал 11.29 в тепле и выдал всего 9.75 на морозе.
Но с холодным литием нужно уметь обращаться. Во-первых, он как медведь, зимой впадает в спячку. Его обязательно нужно будить. Перед тем как крутить стартер, включи фару на 30 секунд. А во-вторых, никогда не заряжай литиевую аккумуляторную батарею на морозе. При температуре ниже нуля, ионы вместо того, чтобы проникать в анод, липнут к нему, образуя дендриты, а дендриты колючие, они могут пробить мембрану к катоду и бах. Замыкание маленькое, а пламя большое.
Ау, херасе, да бляха-муха.
В общем, способность выдавать ток без просадки напряжения называют пусковым током. На холодную — током холодной прокрутки, или CCA. Ну и понятное дело, что пусковой ток прямо пропорционален ценнику.
Мы не подгоняли тесты под отраслевые стандарты, потому что там дают разную нагрузку в зависимости от заявленного пускового тока каждой батареи, что никак не соответствовало бы нашим задачам в обычной жизни. Так что, хоть цифры у нас и не соответствуют CCA, они вполне соответствуют тому, как каждый аккумулятор справится с прокруткой стартера.
Далее проверим скорость перезарядки. Эти ста-ваттные лампочки, подключённые к двенадцати-вольтовым аккумуляторам потребляют примерно 8 целых 3 десятых ампера. Включим их на 15 минут, так что они потребят где-то два целых и одну десятую ампер-чАса или около того из каждой 9-ти амперной батареи. Но самое удивительное здесь то, что школьная физика хоть для чего-то пригодилась.
Это электрический осьминог — опасно. Не повторять в домашних условиях.
За какое время 2 с копейками ампер-часа вернутся обратно в батарейки зарядное устройство подскажет само. А пока ждём, я расскажу почему разрядил аккумуляторы всего на 25% от полного заряда. Дело в том, что разряжать самый дешёвый аккумулятор глубже было бы нечестно. Свинцовые пластины в свинцово-кислотных аккумуляторных батареях сульфатируются. При значительной разрядке образуются кристаллы, они налипают и ёмкость батареи падает навсегда. А-а-а. Аккумуляторы с абсорбированным электролитом и гелевые аккумуляторы подвержены этому явлению не так значительно, хотя их всё ещё лучше хранить заряженными. А у литиевых благодаря фосфатам никаких перепадов настроения вообще. Забываешь месяцев на 8, заряжаешь по новой, забываешь опять, его не колышет.
Ага, традиционный аккумулятор перезаряжается за 125 минут, АГМ чуть быстрее, за 118, гель ещё быстрее, за 112, а литиевый опа. Не впечатлил. Зарядка у нас умная, подаёт больше или меньше в зависимости от того, как она сама оценивает батарею. Литий как раз славится умением переварить что угодно. Именно из-за быстрой зарядки Илон и дрочит на литий, но… Не в нашем случае.
Полностью заряженные батареи оставляем на полке и отправляемся подумать о смысле жизни.
Разрядка при хранении.
2 месяца. Да, верно, я оставил претендентов на 60 дней по сути оставил их умирать. Суета сует.
С фатальным исходом.
Так насколько же они «мертвы»? Обычная батарея потеряла 0.23 вольта, это соответствует разряду на 20%, что для кислотного аккумулятора совершенно нормально. AGM разрядился на 0.35 вольта, слабенько. Гелевый растерял 0 целых 25 сотых, а литиевый сбросил примерно 7 сотых вольта!
Да, мы сравниваем яблоки с грушами, с помидорами и с огурцами, ведь у каждого своё напряжение разомкнутой цепи и своя шкала разряда, но всё равно очевидно, что литий держит лучше всех. Остальные на зиму я бы ставил на зарядку в режиме хранения. В итоге можем подтвердить широко известное явление: литий разряжается поразительно медленно на протяжении почти всего увядания. Гель немного быстрее, а остальные почти линейно. Так что когда пальчик доберётся до кнопки после 9-ти месячной канадской зимы, нет, возможно, скорее всего справится только литий.
И литий победил бы в этом конкурсе, но всё изменит последнее испытание. Ёмкость батареи.
Силу электричества приручали до тех пор, пока оно не стало настолько же безопасным как этот котёнок.
Шорай написали, что здесь 9 ампер-часов, Pb Eq. Эквивалент 9-ти ампер-часов свинцово-кислотной аккумуляторной батареи. Жаль только что получили они это число после нехилых таких извращений. Типа: ну, глубокая разрядка нашим батареям не вредит, из неё можно выжать больше, внутреннее сопротивление в 3 раза ниже, так что пускового под нагрузкой выдаёт больше, так что, да, они вполне себе как кислотные батареи на 9 ампер-часов. Хотя технически здесь всего 3 ампер-часа.
Уже знакомые нам лампочки по 8.3 ампера. Каждая разрядит 9-ти амперные аккумуляторы чуть дольше, чем за час. И, конечно, свинцовым аккумуляторам такая степень разряда дастся нелегко, когда производители проверяют ёмкость, так быстро они не разряжают. Литий разрядится без проблем, но ведь нам известно, что здесь изначально нет 9-ти ампер-часов. Здесь чисто дело случая. А вот оставлять свет включённым — явление вполне обычное. Мне даже любопытно как же наши смертники с этим справятся.
Самоубийство. Потому что выжать из батареи всю её ёмкость значит убить её.
Рядовой Лионов
Рядовой Сорбенко
Рядовой Гелев
Рядовой Кисленко
Посмертно свинцово-кислотный аккумулятор оказался самым стойким, за ним последовали гелевый и AGM. Литиевые эквиваленты не эквиваленты вообще.
Вспомним ещё, что литий теряет заряд медленнее остальных, гель быстрее всех заряжается, а AGM лучше всех держит напряжение.
Итак, каждый участник победил по разу. Странно. Но можно добавить ещё пару показателей: вес. Литий изначально самый лёгкий, AGM и Гель отличаются друг от друга на пару граммов, а свинцово-кислотный самый тяжёлый и устанавливать его можно только в одном положении; далее простота использования: обычная батарея — головняк. Каждый месяц нужно доливать воды, по-крайней мере так написано, раз в полгода чистить контакты. АГМ и Гель нужно просто заряжать капельным зарядом каждые пару месяцев, а вот Литий действительно необслуживаемый, хоть и требует особого обращения на морозе.
И всё это зря, разницы всего 3 очка.
Так и зачем платить больше? Свинцово-кислотные аккумуляторы стоят три копейки и просты в производстве. Компании вроде “Parts Canada” легко могут поставлять такие же батареи, как и модные производители вроде Юасы, и при этом скидывать цену процентов на сорок. Так что вот и всё. Спасибо что смотришь.

Электричество. Действуй наверняка.
Не знаю, почему они крутят эту рекламу в такую рань. Никто же её не увидит, да и вообще это всё чушь. Наверное, обошлась в тысячи. Этих денег хватило бы чтобы оплатить счета, было бы другое дело. Что ж, мне пора.

Добавить комментарий